614006 г. Пермь, ул. Ленина, 51,
тел.: (342) 217-75-55
факс: (342) 235-12-57
e-mail: zsperm@zsperm.ru

Архив Публикации

«История - это не наука, а искусство»

дата публикации: 3 апреля 2017

Краевое Законодательное собрание запустило курс лекций пермских ученых, политиков и общественных деятелей. Главный архивист Прикамья Андрей Борисов дал старт проекту рассказом о локальной истории.

Законодательное собрание Пермского края начало новый познавательный проект - курс публичных видеолекций пермских ученых, политиков, общественных деятелей. Обстановка и атмосфера встреч схожа с университетской: каждый приглашенный рассказывает о своем видении актуальных научных и общественных проблем. Запись лекции публикуется на канале парламентского телевидения «ЗС ТВ».

На минувшей неделе курс открылся «пилотной» лекцией Андрея Борисова, директора Государственного архива Пермского края, на тему «Что такое локальная история». Слушателями стали студенты второго курса специальности «Связь с общественностью и реклама» ПНИПУ. По словам главного архивиста Прикамья, «локальная история тесно связана с деятельностью краевого Законодательного собрания, которое является центром, где формируется политическая и социальная жизнь региона».

«Моя задача - будить мысль. Лекция не даст ответов на все вопросы, но в правильно заданном вопросе можно найти практически готовый ответ», - с этих слов началась лекция Андрея Борисова.

Затем ученый разделил понятия «локальная история» и «краеведение». По его словам, краеведение является любительским описанием истории через сбор артефактов, документов и без учета новейших исторических изысканий.

«История представляется как шампур из фактов, с помощью которых ее пытаются объяснить. В отличие от профессионального историка краевед будет изучать Пермь просто как город, без учета того, что он вписан в региональный, федеральный и мировой контекст», - подчеркнул лектор. Однако, по его мнению, у краеведения есть полезная функция - оно воспитывает «позитивный патриотизм», то есть лояльность к малой родине и желание улучшить мир.

Далее Андрей Борисов рассказал об истоках и значении исторической науки. «История - это реконструкция прошлого. Возникает логичный вопрос - зачем нам нужно реконструировать прошлое? Банальный ответ на него - для того, чтобы не совершать ошибок в будущем. Но на самом деле это пустота, потому что каждый человек должен совершать ошибки, чтобы получить жизненный опыт», - рассуждал лектор. По его словам, не существует никакой объективной истории, и каждое новое поколение переписывает ее исходя из современного контекста. «Мы изучаем прошлое для того, чтобы программировать будущее. В этом смысле история - это не наука, а искусство».

Андрей Борисов также рассказал о роли мифа в исторической науке, интерпретировав Бабу-ягу, персонажа русского фольклора. «На самом деле Баба-яга - это пограничница, она охраняет грань между миром живых и миром потусторонним. Кроме того, она покойница - на это указывает и костяная нога, и теснота ее избушки-гроба. При этом миф преображается в зависимости от территории и отражает менталитет ее обитателей», - отметил лектор.

Он привел в пример пермский вариант Бабы-яги - болотного персонажа Ягарму и аналогичных персонажей на Западе - виллис, духов умерших до свадьбы невест. «Разница очевидна даже в том, как духи разных народов уничтожают жертв. Если Баба-яга и Ягарма съедают, варят, грызут человека, то виллисы «затанцовывают» его до смерти. Это и есть отношение к истории, отношение к себе!» - увлеченно рассказывал Андрей Борисов.

В ходе лекции речь зашла о таком понятии локальной истории, как пантеон героев и связанная с ними проблема памятников. Ученый отметил, что задача памятника - не возвысить смотрящего на него, а побуждать к рефлексии, при этом не обязательно позитивной.

«В Перми нет местного пантеона региональных героев, который заряжал бы нас как личностей. Попытайтесь проанализировать пермские памятники. Многие мемориальные доски, которые прикручивают к домам, напоминают могильные плиты», - заявил ученый. По мнению г-на Борисова, в создании пантеона должна участвовать университетская среда, готовая к обсуждениям и дискуссиям. «И краевой архив, и Законодательное собрание готовы в этом помочь. С формирования местного пантеона героев начинается формирование позитивного патриотизма - то есть патриотизма действия», - подчеркнул лектор.

Речь зашла и о Государственном архиве. Слушатели поинтересовались, что можно найти в нем кроме старых документов. Андрей Борисов оживился и рассказал о стратегических планах по развитию архива. И реализовать их будет невозможно без участия школьников, студентов и активной общественности. «Я хочу сделать архив местом силы, оживить его. Но без молодых, нетривиально мыслящих людей сделать это невозможно, - рассказал ученый.

- Нужно погружать студентов, школьников в творческую среду, где раскроются их способности».

Студентка Мария Стратинская после лекции поделилась впечатлениями: «Было очень интересно, чувствовался большой энтузиазм лектора. Хочется пожелать развития этому проекту и расширения аудитории - чтобы это слышали не только наши студенты, но и другие ребята».

Кирилл Перов,
Business class, №11 (615),
3 апреля 2017 г.

 

Вернуться к списку