Архив Публикации

Учить главному

дата публикации: 09.10.2018 14:37

                                В начале октября ежегодно мы по традиции чествуем педагогов, отмечающих свой профессиональный праздник. Между тем, немногие из нас знают, как меняются требования к образованию и усложняется с каждым годом работа педагогов.

                Приоритеты развития сферы образования Прикамья на ближайшие годы были обозначены на краевой конференции педагогов, прошедшей в конце августа. Участие в ней принял также депутат Законодательного собрания Пермского края Александр Третьяков, который является одним из авторов краевого закона "Об образовании в Пермском крае". В преддверие Дня учителя мы поговорили с парламентарием о проблемах педагогов, детей и родителей и состоянии образования в Пермском крае.

                - Александр Владимирович, сегодня много говорится о приоритетах в сфере образования. Какие главные задачи сейчас стоят перед отраслью с вашей точки зрения?

                - Когда мы обсуждали эту проблему с педагогами, то выделяли три главные задачи в сфере образования. Первая - это непосредственно сама образовательная услуга - то есть дать ребенку качественное образование и подготовить его к жизни в современных реалиях. Вторая - это воспитание личности в традициях уважения к старшему поколению, любви к своей стране и малой Родине. И, наконец, третья заключается в том, чтобы вырастить нравственно и физически здоровую личность, то есть оградить подрастающее поколение от многочисленных соблазнов и рисков, подстерегающих в современном мире.

                Наше будущее зависит от выполнения каждой из этих трех задач. Приведу пример: если сельская школа вырастила талантливого и здорового молодого человека, но не привила ему чувство долга, то такой выпускник в случае успешной сдачи ЕГЭ с большой долей вероятности сначала поступит и уедет учиться в столицу, а затем, получив престижную специальность, и вовсе уедет из страны. Поэтому мы должны работать сразу в двух направлениях: с одной стороны - воспитывать у молодежи патриотизм, а с другой - здесь на месте создавать для нее конкурентные условия для профессиональной самореализации на каждом этапе жизни.

                - Как же происходит достижение этих целей?

                - Ставя перед сферой образования данные приоритеты, мы понимаем, что выполнение любой из этих сложнейших задач невозможно без создания в школах ряда условий - как для работы педагогов, так и для обучения ребят. Одно из главных условий заключается в том, что занятия должны проводиться в безопасных и современных классах, а каждый муниципалитет должен быть обеспечен достаточным количеством мест в образовательных учреждениях.

                Сегодня в Пермском крае работают 766 школ. Количество учащихся в этом году, по сравнению с предыдущим, увеличилось на шесть тысяч человек, а в следующем году по плану увеличится еще на шесть тысяч. Поэтому в крае продолжается строительство новых образовательных учреждений. В этом году в новые образовательные учреждения Прикамья пошли более пяти тысяч детей. Также в ближайшие четыре года будет построено еще 27 школ более, чем на 15 тысяч мест. Например, в 2018 году планируется открытие новой Березовской школы-детского сада на 200 мест, а в 2019 году - открытие школы в селе Щучье-Озеро Октябрьского района на 220 мест.

                В постоянно режиме мы отслеживаем и состояние всех образовательных организаций. Так, в преддверие учебного года краевая комиссия проверила около 1500 образовательных учреждений. Активно продолжается и процесс укрепления материально-технической базы школ и садов. В 2018 году ремонт прошел в 43 учреждениях. В следующем году ремонт будет произведен еще в 61 учреждении. Новое оборудование в 2018 году получили 427 учреждения.

                - А как обстоят дела с местами в детских садах?

                - Сегодня в Пермском крае работают 519 детских садов. Количество воспитанников в них за последние два года увеличилась более чем на пять тысяч человек. В следующем году планируется увеличение воспитанников еще на две тысячи. Несмотря на это доступность дошкольного образования в крае последнее время растет. В этом году все дети старше трех лет, чьи родители подавали заявки на садик, получили места. А заявки по детям младше трех лет на сегодняшний день удалось закрыть на 97 проц. Чтобы полностью удовлетворить потребность в местах, в ближайшие четыре года в Пермском крае будет построено еще 27 садиков почти на пять тысяч мест.

                - Как вы считаете, рост количества детей говорит об эффективности существующих мер стимуляции рождаемости?

                - В основе демографического роста, как правило, лежит много факторов и стимулирующие меры - лишь один из них. Кстати, один из региональных видов поддержки молодых мам недавно заработал в Пермском крае. С 1 июля мамы, родившие первенца, начиная с января 2017 года, могут подать заявления на материальную поддержку. Когда ребенку исполнится полтора года, мама получит 60 тысяч рублей.

                Изменения в законодательстве, предусматривающие эту помощь, мы разработали еще в 2016 году, когда искали выход из непростой демографической ситуации, в которой находится наш регион. По статистике, чем раньше в молодой семье появится первый ребенок, тем выше вероятность, что эта семья в дальнейшем станет многодетной.

                Полученные средства можно потратить на покупку товаров детского ассортимента и продукты питания через специальную карту в торгово-закупочных организациях.

                - Это очень интересно, но вернемся к нашим школам. Детей становится все больше. Количество учебных мест тоже постепенно увеличивается. Но кто будет работать в новых школах, особенно на селе? Как решить эту проблему?

                - Согласен с вами, это одна из главных проблем сельских школ. Для поддержки и закрепления педагогических кадров на селе мы разработали и запустили две краевые программы. По первой программе "Сельский учитель" молодой педагог до 35 лет, приезжая жить и работать в сельскую местность, может получить один миллион рублей на приобретение или строительство жилья. В этом году нам удалось упростить одно из условий участия. Раньше участвовать в программе могли только учителя с педагогическим стажем не менее пяти лет, теперь - не менее трех лет.

                В прошлом году по программе "Сельский учитель" 17 учителей из девяти районов получили 1 млн рублей на решение жилищного вопроса. В 2018 году эту выплату получат еще 35 учителей из 12 районов. 20 педагогов из этих 35 переезжают жить в село из города.

                Еще один проект, направленный на привлечение педагогов в село, "Мобильный учитель", также показал свою востребованность. Участие в нем приняли 41 педагог из 18 районов и 77 сельских школ.

                Таким образом, мы стараемся обеспечить важнейшие жизненные вопросы и потребности педагогов, чтобы мотивировать их обустроить свой быт и самореализоваться на селе, не покидать место работы.

                В завершение хочется сказать еще об одной мере поддержке молодых педагогов. Когда мы разрабатывали закон "Об образовании в Пермском крае" я внес предложение, согласно которому педагогу дошкольного или начального общего образования предоставляется единовременная материальная поддержка в размере 50 тысяч рублей.

                Благодаря всему комплексу мер количество незакрытых вакансий по педагогическим кадрам с 2012 года снизилось на 5,5проц и достигла сейчас 1,5проц.

                Кроме того необходима не только материальная поддержка за долгую и плодотворную работу, но и за систему наставничества. Молодому поколению учителей важна поддержка старших товарищей, которые могут дать совет и направить в нужное русло.

                ***

                Условия предоставления единовременной денежной выплаты молодой матери:

                - ребенок рожден первым в период с 1 января 2017 по 31 декабря 2019 года;

                - на дату рождения ребенка мама должна быть в возрасте от 19 до 24 лет;

                - на дату рождения ребенка мама должна постоянно проживать на территории Пермского края не менее 5 лет;

                - обратиться за выплатой необходимо в течение 6 месяцев с рождения первого ребенка.

                ***

                Условия получения педагогом единовременного пособия:

                - получатель должен быть трудоустроен в образовательную организацию как педагог дошкольного или начального общего образования впервые после получения данной профессии;

                - педагог принимает обязательство отработать на данном рабочем месте три года.

                ***

                Условия предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение и строительство жилья сельским педагогам:

                - педагогу должно быть до 35 лет;

                - педагог должен иметь стаж по специальности не менее трех лет;

                - учебная нагрузка педагога должна быть не менее одной ставки на образовательную организацию;

                - школа, куда устраивается педагог, должна располагаться в сельской местности и входить в перечень образовательных организаций, имеющих дефицит кадров.

                СПРАВКА

                Александр Третьяков - депутат Законодательного Собрания Пермского края, работающий на постоянной профессиональной основе.

                О ДЕПУТАТЕ

                А. В. Третьяков - член комитета по развитию инфраструктуры, а также постоянно действующих рабочих групп по рассмотрению вопросов, связанных с развитием автомобильных дорог и дорожной деятельностью, по вопросам обеспечения общественной безопасности и правопорядка, строительства объектов инфраструктуры.

Вперед (Октябрьский район), №76 (9941)


Вернуться к списку