Архив Публикации

Болевые точки медицины

дата публикации: 05.07.2012 14:00

В мероприятии приняли участие не только народные избранники, но и курирующие социальный блок члены правительства, районные главы и спикеры из ассоциации "Запад", а также представители местного здравоохранения, гости и приглашённые.
Ведь заявленная тема - "О создании условий для оказания качественной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания жителям Пермского края бесплатной медицинской помощи" - на сегодня выглядит, пожалуй, наиболее актуальной. Поскольку она затрагивает весь спектр имеющихся в здравоохранении проблем.
Чтобы погрузиться в тему и ознакомиться с проблемами отрасли, что называется, вживую, участники заседания посетили различные учреждения здравоохранения Ильинского района. Побывали в Центральной районной больнице (ЦРБ), Чермозской городской больнице, в сельской врачебной амбулатории (СВА) в селе Васильевском, в фельдшерско-акушерских пунктах (ФАПах) в сёлах Филатово и Кривец. А затем в ходе пленарной части заседания делились увиденным и услышанным, определяли болевые точки отрасли и пытались получить ответы на самые злободневные вопросы: какие реформы нужны здравоохранению? Кто должен руководить отраслевыми учреждениями в территориях - краевой минздрав или местные власти? Как сделать медицинскую услугу качественной и доступной? Какие ресурсы для этого требуются и имеются ли они в наличии?
ПО БОЛЬНИЧНЫМ КОРИДОРАМ
Ознакомление с местным здравоохранением участники выездного заседания начали с Центральной районной больницы. Главная медсестра Светлана Ёлохова, взявшая на себя роль экскурсовода, сначала провела гостей по старому корпусу. Общая неухоженность и стойкий запах туалета вызвали у депутатов массу вопросительных взглядов. И Светлана Геннадьевна пояснила, что когда-то здесь располагалось общежитие с коридорной системой, впоследствии реконструированное в стационар. Однако помещение всё равно мало подходило под специфику учреждения, ведь, к примеру, от тех же санузлов в конце коридоров так и не удалось избавиться. И именно из-за таких вот инженерных особенностей в своё время было принято решение пристроить к действующему учреждению ещё один корпус - новый, современный и соответствующий всем лицензионным требованиям.
И главная медсестра водила участников заседания по палатам нового корпуса, введённого в эксплуатацию в прошлом году, с мало скрываемой гордостью. Уточнила, что большинство палат имеют индивидуальные душевые кабины и туалеты, а в самом корпусе даже есть лифт. Единственный во всём районе! И сегодня стационар на 84 койки загружен полностью. Очередей для экстренных пациентов нет, а вот по плановым - иногда бывают. Проходя по коридорам нового корпуса, депутаты обратили внимание, что среди медперсонала практически не встречается молодых лиц. Это сподвигло председателя социального комитета Сергея Клепцина во время осмотра родильного отделения поинтересоваться у старшего акушера Людмилы Коноваловой возрастом персонала.
- В основном у нас работают пенсионеры, - поясняла Людмила Ивановна. - За последние пять лет приехала только одна акушерка. Сейчас она в декретном отпуске.
На фоне тихого стационара в районной поликлинике было непривычно людно и шумно. Заведующая поликлиникой Елена Потехина, не комментируя толкучку возле кабинетов, объяснила, что пациенты записываются на приём через электронную регистратуру. Новшество давно прижилось и вызывает только положительные отзывы. К положительным моментам она отнесла и наличие у поликлиники собственной лаборатории, которая позволяет получать результаты исследований прямо в день посещения.
- Как у вас с кадрами и зарплатой? - спросила депутат Дарья Эйсфельд.
- Вопросы решаем, - отвечала Елена Анатольевна. - Заключили договор с Пермским медицинским колледжем и обучили 14 медсестёр. Врачами мы укомплектованы, была проблема с окулистом, но она уже снята. Средняя зарплата у врачей - 26 тысяч в месяц. Большинство участвуют в различных проектах - диспансеризации и других. Недавно были завершены сразу несколько таких проектов, и многие врачи получили за них по 30-40 тысяч рублей. То есть работать можно...
ЛАТЕНТНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ
Выездное заседание продолжило свою работу в сельских учреждениях здравоохранения. Предвосхищая посещение СВА и ФАПов, глава Ильинского района Анатолий Красноборов не преминул заметить, что оптимизация их территории не коснулась. Ведь районные власти не сократили ни одного учреждения, официальных распоряжений на этот счёт нет. Однако во время посещения Васильевской сельской врачебной амбулатории выяснилось, что это не совсем так.
Как рассказала Надежда Русинова, врач общей практики Васильевской СВА, раньше им работалось проще, так как пациенты были, в основном, из села и окрестных деревень. Однако не так давно из-за проблем с получением лицензий была прекращена деятельность Мартыновского и Москвинского ФАПов. И почти 800 жителей были перезакреплены за Васильевской СВА. В амбулатории соглашаются, что обслуживать такой большой куст (а до тех же Мартыновцев - 25 километров) довольно сложно. Понимая, что пациенты в такую даль к ним не поедут, медики сами выезжают раз в неделю в это село, где на площадях старого ФАПа ведут работу с пациентами.
То есть латентная оптимизация есть! И она чувствуется во всём. Ведь если в районе туго с деньгами и не на что содержать разветвлённую сеть учреждений здравоохранения, то совсем не обязательно издавать официальные бумаги о закрытии тех или иных ФАПов. Самые слабые из них будут закрыты надзорными органами, как не соответствующие лицензионным требованиям. То же самое касается и стационаров при СВА, которые практически везде ликвидированы. В Васильевском такой стационар был на 25 коек, но он давно закрыт, а здание продано с молотка.
А вот в Филатовском ФАПе депутатов, напротив, сильно обрадовали. Ведь благодаря законодательной инициативе, вышедшей из недр прикамского парламента, на федеральном уровне был принят закон "Об обращении лекарственных средств", который позволил учреждениям здравоохранения на местах получать лицензии на фармацевтическую деятельность. И местный ФАП год назад такую лицензию получил, привлёк для продажи лекарственных средств крупную региональную сеть. Поэтому сегодня сельские пациенты после выписки рецепта не терзаются сомнениями, как добраться до райцентра для покупки нужных лекарств. Рецепт можно отоварить прямо здесь. Причём ассортимент лекарств достаточно широкий. Не хуже, чем в городском аптечном пункте.
Однако, как призналась заведующая ФАПом Светлана Катаева, под аптечный пункт пришлось отдать физкабинет. Но он всё равно официально не работал. Ведь на этот вид услуги лицензии у ФАПа нет, имеющемуся оборудованию более тридцати лет. Но потребность у пациентов есть, услуга оказывается "подпольно". Местные медработники очень бы хотели получить лицензию, но необходимо приобретать новое оборудование. А денег сегодня нет. Ведь приоритетный региональный проект "Качественное здравоохранение", за счёт которого медицина на местах оснащалась современным оборудованием, с начала этого года закрыт. А с имеющимся финансированием дай бог не потерять хотя бы те лицензии, которые есть. Совсем не говоря о новых.
ПРОТИВ ПОТОГОННОЙ СИСТЕМЫ
В ходе пленарной части выездного заседания участники сосредоточились на обсуждении тех проблем, которые "привезли" с мест, а также - представленной аналитической информацией по недофинансированию программы госгарантий (12 процентов по бюджету 2011 года), дефициту кадров (некомплект только по врачам - 1260 человек) и высокой нагрузке на узких специалистов (в среднем 1,7 ставки на человека). Обсуждение ситуации начали с кадровой проблемы. О возможных путях её решения интересовались и председатель комитета Сергей Клепцин, и депутаты Ксения Айтакова и Алексей Бурнашов.
- Кадровая проблема присуща любой сельской территории, - отвечал главный врач Ильинской ЦРБ Анатолий Халдин. - Если раньше для привлечения специалистов были нужны нормальная зарплата и благоустроенное жильё, то сегодня в некоторых ситуациях этого мало. И если по врачам мы проблемы ещё решаем, то со средним персоналом всё плохо. Сегодня каждый третий фельдшер - старше 50 лет. И я приглашал пермских фельдшеров среднего возраста к нам на работу. Некоторые готовы переехать, но им не нужна благоустроенная квартира. Она у них есть в Перми. Им нужен дом. Однако мы удовлетворить такие запросы пока не можем.
Председатель комитета по развитию инфраструктуры Виктор Плюснин, который присутствовал на выездном заседании как депутат от Ильинского района, поднял другую актуальную тему, связанную с нагрузкой на медперсонал. Ведь, казалось бы, хорошая сегодня у работников здравоохранения зарплата, ставки заняты на все сто процентов, а вот людей на этих ставках всего 60 процентов от потребности. И тогда появляется понимание, что люди трудятся чуть ли не на двух ставках. А, значит, такую среднюю зарплату показывать некорректно. Надо показывать зарплату на одну ставку!
- Мы стараемся дать людям возможность зарабатывать, - подытоживал Виктор Борисович. - Но потогонной системы быть не должно...
Такой подход поддержала и новый социальный вице-премьер Надежда Кочурова, предлагая ограничить коэффициент совместительства на уровне 1,3 ставки. При этом откорректировать норматив и оплату труда. Безусловно, такие принципиальные изменения будут стоить немалых денег. И какой будет приоритет у данного вопроса, пока не известно, поскольку у краевых властей самой главной задачей является ликвидация дефицита по программе госгарантий оказания жителям региона бесплатной медицинской помощи.
"ЧУЖИХ" ПАЦИЕНТОВ НЕ БЫВАЕТ
А вот депутат Ольга Рогожникова, которая до избрания в парламент трудилась заместителем главного врача Пермской краевой клинической психиатрической больницы №1, обратилась к присутствующим с неожиданным вопросом. Мол, в Ильинском районе долгое время нет врача-нарколога, но оказание услуг по наркологической помощи постоянно включается в план. И зачем это делать, если заведомо известно о невыполнении запланированных показателей? На этот вопрос никто не смог внятно ответить. Только вице-премьер Надежда Кочурова заметила, что планировать эту услугу обязательно надо. А если она не выполняется, то это повод задуматься.
- Можно не планировать, но тогда надо передавать эту проблему на другой уровень, - рассуждала Ольга Рогожникова. - Понимаете, если население нуждается в такой услуге, то нужно его этой услугой обеспечить. Если на районном уровне это сделать не могут, то должен сделать кто-то другой - край или кто-то ещё.
- Безусловно, такие услуги можно оказывать по договорам, - согласилась вице-премьер.
Не преминул воспользоваться случаем и затронуть ещё одну злободневную тему депутат Алексей Бурнашов. Он попросил рассказать, используется ли в здравоохранении Ильинского района механизм аутсорсинга и насколько он эффективен? И главный врач Анатолий Халдин ему откровенно ответил, что аутсорсинг внедрялся в двух направлениях - организация питания для ЦРБ и клининговые услуги. С питанием всё получилось. А вот уровень работы уборщиков одной из пермских клининговых компаний оказался настолько низким, что в скором времени в учреждения пришлось возвращать уборщиц.
В завершение обсуждения проблем местного здравоохранения Надежда Кочурова задала главе района Анатолию Красноборову, пожалуй, главный сегодня вопрос. Что с 1 января 2012 года все полномочия по организации первичной медицинской помощи переданы на уровень региона. И насколько будет правильным, если руководство отраслью будет осуществляться региональными властями самостоятельно, как это сделано в соцзащите? Или всё-таки логичнее, если часть полномочий будет передана на уровень районов?
- Никаких изменений мы не почувствовали, - отвечал глава. - Лишь подписали документы по полномочиям. Мы готовы их выполнять, потому что знаем эту работу, знаем местное здравоохранение и знаем своё население. Ведь "чужих" пациентов у нас не бывает. Считаем, что схема с передачей нам полномочий более эффективна. Ведь в случае возникновения каких-либо вопросов и проблем человеку проще прийти в районную администрацию, чем ехать в Пермь на приём к губернатору или министру.
Закрывая выездное заседание, комитет по социальной политике принял решение, которым рекомендует правительству рассмотреть возможность увеличения объёма финансирования отрасли, разработать механизмы по решению кадрового вопроса, активизировать деятельность по развитию сети медицинских учреждений. Отдельным пунктом депутаты просят разобраться с причинами слабого освоения средств по линии программы модернизации здравоохранения региона. На исполнение данной резолюции правительству установлен срок - до 1 сентября текущего года.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей Клепцин, председатель комитета по социальной политик Законодательного Собрания Пермского края:
- Выводы о ситуации в здравоохранении региона на примере только Ильинского района делать, наверное, преждевременно. Ведь этот район - лишь часть мозаики, которая сложилась в отрасли на территории Пермского края. В то же время мы понимаем, что есть много узловых точек, много узких мест, которые надо "расшивать". Необходимо определить то звено, потянув за которое, мы улучшим ситуацию в здравоохранении. Естественно, в первую очередь речь идёт о деньгах. Дефицит по программе госгарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи существовал всегда. И все министры здравоохранения, которые работали ранее, тоже обозначали проблему недофинансирования отрасли. Это для депутатов не новость. Работа по сокращению дефицита программы госгарантий, который десять лет назад составлял тридцать процентов, шла во все времена. И сегодня мы вышли на дефицит в размере семи процентов, а к 2015 году планируем выйти на бездефицитное финансирование. Но в любом случае нам уже сегодня нужно знать, сколько стоит качественная медицинская услуга? Сколько средств необходимо закачать в отрасль, чтобы гарантировать такую услугу? И вообще, какой должен быть бюджет здравоохранения края? Полагаю, что, получив от правительства честные цифры, мы сможем объективно оценить ситуацию и принять в парламенте соответствующие решения. Также назрела необходимость корректировки законов, связанных с повышенной нагрузкой на медработников и созданием новых стимулов для работы в глубинке.
* * *
Александр Третьяков, первый зампред комитета по социальной политике Законодательного Собрания Пермского края:
- Очередное перераспределение полномочий, предписавшее передать с 1 января 2012 года полномочия по здравоохранению с районного уровня на краевой, создало массу проблем. В связи с этим новшеством у нас исчез приоритетный проект "Качественное здравоохранение", благодаря которому медицинские учреждения в районах ремонтировались и закупали новое оборудование под предстоящее лицензирование. Исчезло финансирование данных мероприятий и из регионального Фонда софинансирования расходов, где на каждый вложенный рубль местного бюджета давалось ещё три рубля из краевого. И, естественно, местная медицина осталась без денег. К примеру, в этом году Суксунскому району на приведение в нормативное состояние ФАПов требуется 33 миллиона рублей. А есть только 4 миллиона, выделенные по программе обеспечения пожарной безопасности. Где взять остальные? За счёт чего перекрыть дефицит? Ровно об этом мы услышали и на выездном заседании в Ильинском районе. Местные власти, желая сохранить здравоохранение, пытаются "перекрываться" за счёт перераспределения краевых дотаций. Но ими всех дыр не заткнуть. При этом надзорные органы входить в положение не будут. Часть лечебных учреждений, оставшись без ремонтов, могут быть банально закрыты. Именно поэтому мы обратились к правительству, чтобы они оперативно решили вопросы по финансированию отрасли в текущем году, а также - продумали перспективу. То есть либо надо возрождать приоритетный проект, либо разрешить финансирование этих мероприятий через Фонд софинансирования расходов, либо разрабатывать новый механизм поддержки отрасли.
* * *
Дарья Эйсфельд, зампред комитета по социальной политике Законодательного Собрания Пермского края:
- На протяжении длительного времени в адрес депутатов краевого Законодательного собрания постоянно шли обращения от жителей отдалённых территорий по поводу того, что им негде покупать лекарства. Просили нас решить вопрос с продажей лекарственных препаратов на базе местных лечебных учреждений - сельских врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов. И Пермский край стал одним из первых, кто поднял эту тему на федеральном уровне и обратился в Госдуму с соответствующей законодательной инициативой. В результате был принят федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", после чего муниципалитеты включились в работу по его реализации. Понятно, что обучение специалистов, получение лицензии на фармацевтическую деятельность требуют определённых финансовых затрат. Но зато эти мероприятия дают возможность жителям приобретать лекарства на месте, без выездов в райцентр или центр поселения. Мы же видели Филатовский ФАП! Там очень приличный аптечный пункт, где ассортимент лекарств достаточно широк. А вот в Васильевской СВА, к которой прикреплено почти 2700 человек, такого пункта нет, хотя площади это сделать позволяют. Данную тему нужно продвигать. Нормой будет ситуация, когда каждое лечебное учреждение в глубинке будет располагать нормальным аптечным пунктом. В этом заинтересованы все - и мы, и краевой минздрав, и главы районов, но в первую очередь - население Пермского края.

Звезда, №73 (31941) Законодатель


Вернуться к списку