Архив Публикации

Алексей Бурнашов: «Надо сокращать расходы!»

дата публикации: 10.12.2013 19:00

О дефиците бюджета, выполнении майских указов Президента и «заначках» правительства

11 декабря состоится последнее в этом году пленарное заседание Законодательного Собрания Пермского края. Основная тема пленарки известна — тяжелый, дефицитный бюджет региона на 2014 и плановый период 2015–2016 годов. Краевые парламентарии вроде бы готовы принять его во втором, окончательном чтении. Но итоговое обсуждение не обещает быть легким. Слишком разные у депутатов и чиновников представления о том, каким должен быть главный финансовый документ края. О том, что именно не устраивает народных избранников, говорим с членом комитета по социальной политике Алексеем Бурнашовым.

— Начнем с главного, в чем основная претензия, основные разногласия?

— Пермский край вновь принимает дефицитный бюджет. Мы к этому не привыкли, до 2012 года нам удавалось, принимая дефицитный бюджет, заканчивать год с профицитом. Поэтому столь резкий переход почти к максимальному дефициту, и не техническому, а реальному, не может не вызывать опасений. Причем покрывать дефицит правительство региона планирует за счет кредитов коммерческих банков. По планам за три ближайших года предполагается наращивать объем кредитования и к 2016 году уже привлечь более 40 миллиардов заемных средств. И правительство не указывает источники погашения этих кредитов. Точнее, указывает: погашение предыдущего кредита за счет следующего займа. Это прямой путь к банкротству региона. Депутаты считают, что такой вариант неприемлем.

— Все настолько плохо?

— Относительно понятна ситуация по бюджету на 2014 год. Уже после того как проект бюджета был внесен на рассмотрение в Законодательное Собрание, ухудшился прогноз социально–экономического развития, и, как следствие, пришлось менять бюджет. Ко второму чтению поступило более сотни поправок. Из плюсов этого периода — рабочей группе удалось ко второму чтению снизить дефицит краевого бюджета до 13,03 процента (вместо 14,8 процента в первом чтении). При корректировке удалось избежать глубокого секвестра социальных статей. Сохранены основные параметры финансирования здравоохранения, образования, соцподдержки. Однако будут сокращены расходы на строительство объектов общественной инфраструктуры регионального значения на 576,8 миллиона рублей (или на 13 процентов), объем регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) — на 157 миллионов рублей и еще ряд инвестиционных расходов.

— Много вопросов вызывает исполнение Указов Президента, посвященных повышению заработной платы работников бюджетной сферы.

— Мы никуда не уйдем от выполнения майских Указов Президента относительно повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. Они есть. И это также нагрузка на краевой бюджет. На 2014 год необходимые средства на повышение заработной платы — а это 6,6 миллиарда рублей — найдены. По 2015 году потребность — 8,6 миллиарда рублей. Дальше — больше. Пока у правительства нет ответа на вопрос, откуда взять средства. Второй момент, касающийся повышения заработной платы бюджетникам. Я считаю, что не менее 50 процентов средств должно быть направлено на индексацию окладной части заработной платы. Такую поправку я вношу в бюджет третий год подряд. Каждый раз коллеги меня поддерживают. И правительство вроде бы не против. Но из года в год в первоначальной версии бюджета эта норма отсутствует. Складывается ощущение, что чиновники каждый раз надеются проскочить этот момент и улизнуть от индексации окладов. А вдруг Бурнашов в этом году не вспомнит?

— На итоговом заседании рабочей группы по подготовке бюджета ко второму чтению вы довольно резко критиковали представителей правительства. Это было связано как раз с темой индексации?

— Не только. Я уже сказал, что Пермский край в таких жестких финансовых условиях еще не работал. Но, к сожалению, это сейчас реальность. В результате принятых решений — дефицит достигнет предельного размера 15 процентов от объема собственных доходов краевого бюджета и составит на 2015 год 13 миллиардов рублей, на 2016 год — почти 15 миллиардов рублей. И здесь возникают конкретные вопросы депутатов к правительству края о приоритетах. Но на них мы получаем формальный ответ: «Мы действуем в рамках законодательства». Сейчас исполнительная власть загоняет край в долговую яму. У меня по итогам рабочей группы сложилось ощущение: никто из кабинета министров не собирается в нем работать к 2015 году. Живут одним днем: что–то «спланировать», а потом их не будет и с долгами придется разбираться кому–то другому.

Есть еще один непростой момент, связанный с кредитами. Пермский край намерен занимать в 2014 году 11 миллиардов рублей. Под проценты. Причем замечу, что это не государственные кредиты. Речь идет о кредитах коммерческих банков. Ровно такую же сумму в год край теряет на льготе по налогу на прибыль. По сути бюджет региона берет эти 11 миллиардов в банке и дарит в виде льготы крупнейшим налогоплательщикам, при этом оплачивая проценты из кармана жителей. На рабочей группе из уст правительства вольно или невольно прозвучала «голая» правда: кредиты понадобятся, только если мы на 100 процентов исполним расходную часть. Отсюда я могу сделать вывод, что правительство не собирается в полном объеме исполнять намеченное. И заранее формирует для себя некий люфт, проще говоря, «заначку». Но, создавая такой псевдодефицит, включая обязательства, которые заранее решено не исполнять, правительство отклонило другие проекты, возможно, более важные.

— И в чем вы видите выход из сложившейся ситуации?

— Нужно искать дополнительные источники доходов бюджета. Здесь есть некоторые позитивные сдвиги. Напомню, Пермский край сейчас является собственником 24 акционерных обществ, в которых в виде акций, уставных капиталов находится 4,4 миллиарда рублей. При этом на 2014 год со всех этих обществ запланированы дивиденды в размере всего лишь 10 миллионов рублей. Я предложил увеличить сумму отчислений дивидендов до 25 процентов от чистой прибыли. Депутаты и правительство со мной согласились. Но, признаюсь, такие меры — это капля в море. Требуется кардинально переломить ситуацию. Пока в регионе не заработают новые производства, не появятся новые центры прибыли, ситуация будет только ухудшаться. Еще один вариант, который может повлиять на ситуацию, — экономия. Пора сокращать расходы и, прежде всего, на государственное управление.


Местное время, 11 декабря 2013, № 44


Вернуться к списку