Архив Публикации

Льгота «не по карману»

дата публикации: 03.06.2014 20:00

Льгота «не по карману»

Отменить или не отменить? Спорам о налоге на прибыль предприятий уже 8 лет. Начались они сразу после того, как данная льгота была введена в формате, предложенном Олегом Чиркуновым. Каждый из сторонников или противников льготы приводит массу аргументов, а в последнее время и цифр, но споры продолжаются, и льгота «работает».
На днях коллегия КСП Пермского края представила свой вариант цифр: утвердила заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности налоговых льгот по региональным налогам и налоговым ставкам, установленным законодательством Пермского края…». В указанном документе проведен анализ 19 налоговых льгот. Но, конечно, все ждали результатов именно по «24-20». И это неслучайно, так как объем недополученных бюджетом средств, за время ее действия составил 63 млрд. руб., а с учетом инфляции, эти «потери» еще больше – 69,2 млрд. руб. Это в среднем 14% от всех налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Сторонники льготы «24-20» всегда настаивали на том, что полученные за счет льготы средства, будут направляться в развитие новых производств, что принесет допприбыль. Кроме того льгота должна была стимулировать приход в край новых предприятий, за «бонусом». Обе идеи сразу вызывали значительное количество вопросов, в том числе и у меня. Мой опыт руководства промышленным предприятием показывал, что льгота в 4,5% не является решающим фактором в принятии решения об инвестировании. Главное – это расчеты и понимание того, каким образом новая продукция будет востребована рынком, принесет ли прибыль.
Вернемся к цифрам КСП. В среднем инвестиции в основной капитал в крае 150 млрд. руб. в год, при этом они снижались до 132 млрд. руб. в период с 2009 по 2011 год. Объем льгот по указанному налогу, полученный предприятиями в данный период, находится на уровне 7-10 млрд. руб. в год, на порядок меньше. Но фактически только часть прибыли направляется на развитие и эта доля упала с 36,6 % до 24% от собственных средств. При том в каждых 100 рублях чистой прибыли, льготных только 5,2 руб., следовательно, на 1 рубль инвестиций за счет всех источников в среднем приходится только 1-2 копейки льготы. Отсюда вывод: льгота не является стимулом инвестиционной деятельности.
В качестве примера КСП сравнивает ряд показателей Пермского края и Нижегородской области как субъектов с близкой структурой производства:
• Валовой региональный продукт за 2008-2012 годы в Пермском крае изменялся с 607 млрд. руб. до 897 млрд. руб., а в Нижегородской области с 578 млрд. руб. до 838 млрд. руб.
• Однако индекс промышленного производства в Пермском крае остался на прежнем уровне, а в Нижегородской области вырос с 94, 4 пункта до 104, 5.
• Инвестиции в основной капитал в Нижегородской области возросли с 207 млрд. руб. до 258 млрд. руб., а в Пермском крае они не растут.
• В Нижегородской области объем выпадающих доходов за счет льгот по налогу на прибыль за период с 2009-2012 годы составил 6 млрд. руб., в то время как Пермской край раздал за этот же период 24, 4 млрд. руб.
• В сумме Башкортостан, Татарстан, Самарская, Нижегородская и Свердловская области предоставили за это время льгот меньше чем один Пермский край (18,9 млрд. руб.).
• А по рейтингу показателя прироста объема налога прибыль у указанных субъектов мы находимся на предпоследнем месте (пятом), а впереди Самара, Татарстан и Свердловская область.
Приведенные показатели явно указывают на то, что льгота «24-20» явно не обеспечивает выполнение тех целей, которые были поставлены в 2006 году.
Теперь вторая цель – привлечение новых предприятий в край. КСП указывает, что за период с 2006 по 2013 год число предприятий, являющихся центрами прибыли, выведенных за пределы Пермского края – 18, а пришло в край одно (!) предприятие. Комментарии, думаю, излишни.
Кроме того, КСП отмечает негативную тенденцию – увеличение объема вывоза капитала за рубеж. С 2006-2013 год вырос в 10 раз в страны дальнего зарубежья: с 489 млн. до 6 млрд. 200 млн. долларов США. В ближнее зарубежье также стали вывозить больше: с 188 млн. до 490 млн. долларов США.
Но самое «забавное» в том, что если применить ту методику оценки эффективности оценки льгот, которую правительство само для себя разработало и приняло, выводы будут обратные – льгота эффективна и нет основания для ее отмены. КСП провело сравнение различных методик оценки эффективности льгот: методики Минрегионразвития РФ и методики Счетной палаты РФ. С их помощью имеем другие результаты. Согласно методике Минэкономразвития КСП делает вывод о крайне низкой эффективности льготы «24-20». Согласно методике счетной палаты РФ данная налоговая льгота оказывает отрицательное влияние на бюджетную эффективность.
Выскажу свое личное мнение. Считаю, что стремление выработать единую универсальную методику не имеет перспективы. Поэтому к любому предложению по налоговым льготам должно быть представлено всестороннее финансово-экономическое обоснование. Причем, не бухгалтерское, как это часто бывает, а именно экономическое с обоснованием возможных позитивных и негативных последствий. А также с расчетами достижения планируемых показателей. Это о том, как могло бы быть. А если возвращаться к сегодняшней льготе, то в том виде, в котором льгота действует, категорически недопустимо ее применение.
При этом я не являюсь сторонником полной ее отмены, так как вижу пути совершенствования налогового стимулирования. Полагаю, что нужно вернуться к тем принципам, которые действовали до 2005 года. Льгота должна стать чисто инвестиционной, т.е. предоставляться юридическому лицу по факту направления ресурсов в инвестиции и инновации.
Несмотря на то, что правительство было против отмены льготы по налогу на прибыль, в последнее время слышу сигналы о том, что ситуация меняется. Это следует из материалов последнего протокола заседания Совета по экономической политики, под председательством Г.П. Тушнолобова. Хочу быть оптимистом. Надеюсь что решения будут приняты достаточно быстро, потому что проблемы краевого бюджета настоятельно того требуют.

Алексей Бурнашов, 
депутат Законодательного собрания Пермского края


Вернуться к списку