614006 г. Пермь, ул. Ленина, 51,
тел.: (342) 217-75-55
факс: (342) 235-12-57
e-mail: zsperm@zsperm.ru

Архив Трибуна депутата

Татьяна Миролюбова: «Перми нужна реновация промышленных зон»

дата публикации: 02.08.2018 11:00

«Наш город, как и большинство уральских городов, формировался как город-завод. Сейчас свободный доступ жителям к обширным участ­кам Камы закрыт» — о том, как решить проблему и преобразовать Пермь к лучшему.

«Наш город, как и большинство уральских городов, формировался как город-завод. В дальнейшем он стал крупным промышленным центром. При этом соседство с Камой характерно для многих пермских промзон, где размещаются наши заводы. Сейчас свободный доступ жителям к обширным участ­кам Камы закрыт. Таковы были приоритеты в прошлом – сначала думали о заводах, а потом – о людях. Посмотрите на карту — промзонами занят практически весь городской берег Камы: территория от коммунального моста до завода Дзержинского и дальше до железнодорожного моста, территория Мотовилихинских заводов. Единственный свободный участок «для жителей» - это официальная набережная.

Если экономически оценивать занятые заводами территории, то можно говорить о разной степени эффективности их использования. В частности, промзона ул. Дзержинского сейчас утратила промышленную функцию, преобладающий вид экономической деятельности на этой территории – торгово-складская деятельность. Мы по-прежнему считаем эту территорию промышленной, а на самом деле она торговая. В этой промзоне зарегистрировано огромное количество хозяйствующих субъектов. Экономически эффективнее эту территорию использовать под застройку жилых кварталов, социальных объектов, общественных пространств. Можно сохранить здесь частично промышленные производства. Плюс рядом находится классический университет, значит логичнее создать здесь, например, технопарк, а это рабочие места.

В зоне Мотовилихинских заводов владелец один — сам завод, некоторые подразделения которого переживают не лучший период, и даже находятся на стадии ликвидации. Сегодня столько земли не нужно заводу, хотя предприятие платит налог на землю. Вывод: завод должен остаться, но только в рамках тех площадей, которые ему необходимы для производства. На освобожденных участках логичнее построить жилые кварталы, социальные объекты и зоны отдыха. Освободив часть этих территорий под современные городские районы, включающие жилые дома, объекты социальной инфраструктуры, зеленые зоны и зоны отдыха, а также торговые и офисные помещения на первых этажах зданий, технопарки, инновационные экологически чистые производства, мы превратим Каму в линейный центр города и сделаем ее доступной горожанам.

На сегодня в Перми есть пример экономически эффективного использования промзон — Осенцы. Здесь наиболее мощный потенциал для размещения промышленности и перемещения сюда других производств, так как есть много пустующих земель.

На мой взгляд, к вопросу реновации промзон нужно подходить взвешенно. Нужно провести глубокий анализ, а затем составить программу развития промышленных территорий. Какие-то производства можно полностью вывести из города, а какие-то перевести в формат индустриальных парков — браундфилдов (то есть в существующих помещениях) и гринфилдов (когда производство строится с нуля). Но в любом случае Каму, её основную часть, нужно отдать жителям, а не производству и складам.

Попытки подобной реновации состоялись в Москве. Реновация промзон здесь продолжается длительное время. Самые яркие примеры — территория Винзавода, которая сейчас является центром современной культуры, или завода ЗИЛ, где реализован амбициозный жилищный проект. Также удачно реновация промзон проходит в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. На первом этапе нужно убедить собственников земли, что необходимо переехать или изменить вид деятельности путём предоставления налоговых льгот, как один из механизмов. Затем пройти долгий путь согласования интересов заинтересованных сторон. В Европе, в крупнейших городах, весь путь занял не одно десятилетие и продолжается до сих пор.

В Перми отправной точкой должен стать 300-летний юбилей. К этой дате подготовлена реновация завода имени Шпагина. Надеюсь, этот пример послужит образцом для реорганизации остальных промзон города».

По материалам газеты «Новый компаньон», 17 июля, №23


Вернуться в начало раздела