Архив Трибуна депутата

Дарья ЭЙСФЕЛЬД: «Семнадцать миллионов для муниципалитетов»

дата публикации: 13.04.2012 06:01

На рассмотрение Законодательного Собрания поступил проект закона о внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Проектом предусмотрено установление коэффициента индексации, применяемого при расчете базового размера арендной платы за землю так называемого специального назначения (промышленность, энергетика, транспорт, связь) на уровне 2011 года – 2,071.

Установить коэффициент индексации на 2012 год действительно необходимо, иначе коэффициент, действовавший при расчете в 2011 году применению не подлежит. Следовательно, это приведёт к значительному снижению арендной платы за указанные земли. Но почему предлагается оставить коэффициент на уровне 2011 года, учитывающий инфляцию в регионе до 2011 года?

Необходимо отметить, что арендная плата за землю - один из немногих источников дохода органов местного самоуправления. В общем-то, один из двух налогов, полностью остающихся в муниципалитетах. А это - зарплаты работников культуры, детских садов, ремонт дорог, благоустройство, освещение, участие в программах, требующих софинансирования и многое другое. Поэтому размер применяемого коэффициента имеет большое значение для муниципалитетов.

Я считаю необходимым и обязательным применение к коэффициенту индекса-дефлятора цен на 2012 год. Тогда коэффициент индексации будет равен 2,239 (вместо 2,071). Это даст возможность муниципалитетам повысить свои доходы. Нагрузка же для арендаторов при этом существенно не увеличится. Так, например, размер арендной платы за 1 Га земли в Пермском районе для нефтяников вырастет на 4,4 тыс. рублей, для строительных компаний – на 2,9 тыс. рублей в год. А совокупный дополнительный доход местных бюджетов при этом составит более 17 млн. рублей.

Тема финансовой обеспеченности муниципалитетов – одна из самых острых. Достаточно выехать в любой населенный пункт Пермского края – проблемы одни и те же. Нехватка средств на реализацию полномочий. Земельный налог и налог на имущество физических лиц не покрывают расходную часть бюджетов органов местного самоуправления.

По ряду экспертных оценок, почти 80% земли в России выведено из налогооблагаемой базы земельного налога, поскольку эта земля относится к федеральной собственности, что лишает муниципалитеты стабильного источника доходов от земельного налога, а выпадающие доходы не компенсируются.

Созвучные с этим процессы происходят и в Пермском крае. Так сказать с нашими вариациями в общую копилку «оптимизации» бюджетов муниципалитетов. Так, например, проведена переоценка кадастровой стоимости земель, предназначенных для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней и т.д. В результате чего в ряде территорий, таких как Пермь, Березники, Соликамск произошло снижение доходной части местных бюджетов по этой категории земель в 4 раза. Компенсационных механизмов по выпадающим доходам опять же не предусмотрено.

Об этом также шла речь на рабочей группе по доработке законопроекта, что и было отражено в других поправках коллег.

По итогам обсуждения было принято решение о создании рабочей группы по совершенствованию земельного законодательства в части арендных отношений. В рабочую группу войдут представители Агентства по управлению имуществом края и депутаты Законодательного Собрания края.

Предстоит сложная, но крайне важная работа. Будем убеждать и региональную и федеральную власть в необходимости пересмотра налоговой политики, земельного законодательства, в том числе пересмотра системы распределения доходов от аренды земельных участков. Муниципалитеты должны иметь возможность формировать свою финансовую самостоятельность.


Вернуться в начало раздела