Архив Трибуна депутата

Дарья ЭЙСФЕЛЬД: «Пожелания общественников учтены, но не все…»

дата публикации: 15.02.2013 00:00

На рассмотрении Законодательного Собрания края находится проект закона «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Пермском крае».

В 2010 году на федеральном уровне было введено новое понятие - социально ориентированные некоммерческие организации. Конечно, такие организации существовали и ранее, но теперь они получили новый статус, а вместе с ним новые права и обязанности. 

Напомню, что к социально-ориентированным организациям относятся некоммерческие объединения, чья деятельность направлена на социальную поддержку и защиту граждан, охрану окружающей среды и животных, охрану объектов и территорий, имеющих историческое культурное наследие. Полный перечень представлен в федеральном законе № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». 

Сегодня у нас представлен полный спектр социально ориентированных организаций. Необходимо отметить, что в Пермском крае уже работает система поддержки подобных организаций. В проекте нового закона закреплены такие виды поддержки, как  привлечение НКО к участию в долгосрочны целевых программ, предоставление льгот по уплате налогов, размещение заказов на оказание услуг для государственных нужд.  

На круглом столе по обсуждению проекта краевого закона было высказано много аргументированных, интересных предложений, как со стороны самих общественников, так и непосредственно от законодателей.  Солидарна с позицией Светланы Маковецкой о необходимости более четко прописать критерии социально ориентированных некоммерческих организаций. Со своей стороны предлагаю расширить перечень видов деятельности социально ориентированных организаций. А именно, включить оказание помощи одиноко проживающим престарелым гражданам и духовно-патриотическое воспитание, краеведение, развитие туризма на территории Пермского края и др. 

С другой стороны считаю необходимым дополнить полномочия исполнительных органов государственной власти контролем  над расходованием бюджетных средств. Также необходимо четко прописать структуру принятия решения о государственной поддержке тех или иных организаций. Проще говоря - кто, как и когда принимает решение.

Этот вопрос вызвал наиболее бурные дебаты. Часть представителей общественных организаций сетовала на некую закрытость информации о методах поддержки и наличии «избранных» организаций. В связи с этим было предложено пересмотреть формат организации взаимодействия, в том числе передать полномочия по поддержке социально-ориентированных НКО на уровень Правительства края, а не администрации губернатора. По мнению участников круглого стола такой подход позволил бы сделать процедуру более открытой и публичной, а так же сократить маршрут взаимодействия. Деятельность любой общественной организации укладывается в формат того или иного министерства: организации детской направленности взаимодействуют с Министерством образования, Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций; спортивной направленности – министерство физической культуры и спорта и т.д. Существующая конструкция все равно «маршрутизирует» организации по структурным подразделениям правительства. Однако, данное предложение было отклонено. Но, представители администрации губернатора заверили всех собравшихся, что «поработают» над открытостью процесса. 

Чтобы администрация о своих обещаниях не забыла, мы внесли поправки, касающиеся раскрытия информации. А именно закрепили норму, в соответствии с которой, администрация губернатора должна раскрывать на специализированном сайте следующую информацию: реестр социально ориентированных НКО – получателей государственной поддержки; сведения, представляющие интерес для социально ориентированных НКО; ежегодный анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных НКО; оценку эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных НКО и прогноз их дальнейшего развития.

Кроме того, предложили дополнить закон возможностью создания системы общественного контроля. В частности, законодательно закрепить такие формы контроля как общественная экспертиза проектов нормативно-правовых актов Пермского края, общественные наблюдения и мониторинги реализации мер господдержки НКО.

В идеале хотелось бы, чтобы деятельность социально ориентированных организаций была востребована не только жителями Перми, но и органами власти с точки зрения вовлечения профессионалов в решение социально-значимых для регионов вопросов. 


Вернуться в начало раздела