Архив Трибуна депутата

Дарья ЭЙСФЕЛЬД: «Перекосы зарплатной реформы»

дата публикации: 12.06.2013 20:00

Недавно краевой парламент делегировал меня для участия в расширенном заседании Комитета по региональной политике Госдумы, где обсуждалась ситуация в регионах, связанная с увеличением зарплаты бюджетникам в соответствии с прошлогодними Указами Президента страны.

Получился весьма обстоятельный и конструктивный разговор, в котором приняли участие не только федеральные и региональные парламентарии, но и представители Минфина, сенаторы, аудиторы Счетной палаты России и другие делегаты различных властных структур.

Безусловно, мы обсуждали самую масштабную зарплатную реформу в новейшей истории России, которая началась в 2012 году и закончится в 2018-м. Если говорить о нашем регионе, то средняя зарплата педагогов в сфере общего образования должна увеличиться с 20 тысяч рублей, а это было на старте реформы в прошлом году, до 32 тысяч рублей через пятилетку. У врачей, окончивших профильный вуз, - с 23 тысяч рублей в текущем году до 64 тысяч через пять лет. Заметный шаг планируется сделать и в сфере культуры, где повышение зарплат произойдет в среднем на треть. И поскольку данная реформа стоит огромных денег, то, естественно, возникает вопрос, где их взять.

Если рассуждать обывательски, то финансирование зарплатной реформы должно остаться на федеральном уровне, раз ее инициатор - Президент страны. Однако уровень благосостояния бюджетников крайне низок, из-за оттока профессионалов из бюджетной сферы, из-за кадровых и этических проблем в ней страдаем все мы - жители Пермского края. И именно поэтому наш регион включился в исполнение указов Президента без возражений, с пониманием актуальности этого вопроса. Поскольку часть проблем, связанных с повышением зарплат работникам дошкольных учреждений, легла на плечи муниципалитетов, то еще в прошлом году в Пермском крае были переданы с регионального на местный уровень дополнительные отчисления по налогу на доходы физических лиц и увеличены дотации.

Но возможности краевой казны ограничены. А дотации из федерального бюджета не перекрывают потребностей. К примеру, на исполнение Указов Президента нашему региону в течение 2013–2015 годов потребуется 7,6 миллиарда рублей, а в консолидированном бюджете Пермского края заложено только 3,2 миллиарда. Нетрудно подсчитать, что дефицит составляет 4,4 миллиарда рублей. При этом для балансировки бюджета в части исполнения Указов Президента нашему региону в текущем году выделено почти 686 миллионов рублей. И ожидается еще один транш в размере четырехсот миллионов. То есть при самом благоприятном исходе нам компенсируют чуть больше миллиарда. А по 2014-му и 2015 годам прогнозов вообще нет! Даже у федерального Минфина!

Такая неопределенность напрягает. Но наш край здесь отнюдь не исключение. Как выяснилось, средства на реализацию Указов Президента заложены в бюджеты в полном объеме только в девяти субъектах Федерации из 83! И мы, депутаты с мест, обратили внимание участников заседания на недостаток средств в региональных бюджетах, на необходимость определить дополнительные дотации из федерального бюджета тем субъектам, у которых дефицит начинает зашкаливать. Это касается и Пермского края. Ведь, как отмечалось представителями Минфина, наш регион входит еще и в те четыре субъекта Федерации, где наметилось существенное снижение налоговых доходов из-за проблем с крупными налогоплательщиками.

Регионам была обещана и финансовая помощь. Однако речь шла опять о кредитах, в лучшем случае о реструктуризации или частичном списании задолженности по кредитам федерального бюджета, выданным субъектам РФ. Именно поэтому большинством участников заседания было поддержано предложение об увеличении дотаций регионам из федеральной казны. Мы пока не знаем, как это будет происходить за горизонтами текущего года. Но, в то же время, понимаем, что повышение зарплат бюджетникам - задача общая. Именно поэтому нашим региональным органам власти при корректировке бюджета необходимо все-таки определиться с приоритетами. Что для нас важнее? Вкладывать сотни миллионов казенных рублей в акционерные общества, в создание непонятных агропромпарков и раздавать налоговые льготы крупным монополиям? Или все-таки концентрировать доходы для гарантированного повышения зарплат бюджетникам? Очевидность ответа на эти вопросы не требует ни аргументов, ни комментариев.


Вернуться в начало раздела