Архив Трибуна депутата

Дарья ЭЙСФЕЛЬД: «Бюджет перекраивается, белые пятна остаются»

дата публикации: 25.11.2013 10:03

Проекты бюджета всегда вызывают как особое внимание, так и особую ответственность при доработке. Это базовый документ, финансовое отражение программы социально-экономического развития края.

Тем более, что с 2012 года наш бюджет дефицитный. Уже после того, как проект бюджета был внесен на рассмотрение в Законодательное Собрание, был изменен прогноз социально-экономического развития и, как следствие, сама концепция бюджета. Поэтому более 50 поправок поступило от правительства к собственному же законопроекту. Еще столько же поправок предложили депутаты.

По сути, мы полностью перекраиваем бюджет. К сожалению, в том числе идет сокращение финансирования социальных направлений. Поэтому такое пристальное внимание депутаты уделяют этой работе. Чтобы не просто голосовать за поправки, а разобраться, что стоит за каждой из них.

Например, Правительством края предлагается сократить финансирование проекта «Ступени», в рамках которого финансово стимулируются школы, показавшие высокие результаты обучения школьников, и учителя-предметники, ученики которых сдали ЕГЭ более чем на 85 баллов. В 2013 году несмотря на то, что результаты ЕГЭ стали лучше, превысив средний балл по сравнению с РФ на 8 пунктов, в два раза уменьшится премирование школ. Конечно, это не справедливо. Под сокращение - на 215,7 млн. рублей - попал и проект «Спортивный клуб + спортивный сертификат».

Много вопросов вызывает исполнение Указов президента, посвященных повышению заработной платы работников бюджетной сферы.

Под действие Указов попадает девять категорий бюджетников. Часть из них находится в краевом ведении, часть — в муниципальном. К сожалению, и картина по ним разная. Если на 2013 год дефицита бюджета по исполнению указа по «краевым» бюджетникам нет, то в муниципалитетах картина выглядит по-другому. По итогам полугодия в 10 территориях Пермского края бюджетная обеспеченность исполнения «майских» указов превышает 90%. При этом в отдельных районах края эта цифра не превышает даже 50%.

Складывается ситуация, когда в двух муниципалитетах, соседствующие друг с другом, работники бюджетных учреждений при одной нагрузке имеют разную заработную плату только из-за разной бюджетной обеспеченности районов, когда, к примеру, в одном есть нефтедобыча, в другом — нет.

В настоящее время проседание идёт по двум категориям. Это - работники дошкольных образовательных учреждений и педагогические работники дополнительного образования. Если говорить, допустим, о повышении заработной платы дошкольному образованию, то на сегодняшний день плановое значение выполнено на 80, 7%, для педагогических работников дополнительного образования на 63,6%, вместо целевых 75%.

На 2013 год по местному самоуправлению дефицит средств бюджета на исполнение «майских» указов президента РФ составил 1,5 млрд руб. И в следующие годы дефицит растет. На 2014 год необходимые средства на повышение заработной платы - а это 6,6 млрд руб. - заложены в бюджет без федеральной поддержки. По 2015 году потребность составила 8,6 млрд руб., при этом дефицит средств на сегодняшний момент — 2,8 млрд руб. Пока мы не можем получить от правительства ответа на вопрос, откуда взять средства на повышение заработной платы.

Необходимо изыскивать новые источники доходов. Например, мы предложили более пристально присмотреться к работе акционерных обществ, собственником акций которых является Пермский край.

Хочу назвать красноречивые цифры: если в 2009 году было 11 акционерных обществ, от которых краевой бюджет в виде дивидендов получил более 30 млн руб., то на данный момент у нас 24 акционерных общества, в которых в виде акций, уставных капиталов находится 4,4 млрд руб. При этом на 2014 год запланированы дивиденды в размере 10 млн руб. И не экономисту понятно, что это чрезвычайно мало. Поэтому мы рекомендовали Правительству края разработать стратегию развития акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Пермского края и представить в Законодательное Собрание в срок до 15 января 2014 года. Надеюсь, это будет выполнено, и мы на выходе получим эффективно работающие акционерные общества и прогнозируемые отчисления в бюджет. Кроме того, есть ряд поправок к проекту бюджета края, которые имеют цель зафиксировать определенный процент отчисления от прибыли акционерных обществ в виде дивидендов в краевой бюджет.

Работая в условиях дефицитного бюджета, мы должны стараться уйти от неоправданных расходов и с утроенной силой изыскивать возможности по увеличению доходной части бюджета.



Вернуться в начало раздела