Архив Трибуна депутата

Николай ДЕВЯТКИН: «Сначала было «чистое поле»

дата публикации: 02.12.2011 22:32

У истоков Прикамского парламентаризма наших дней

«Трудно будет представить Законодательное Собрание без вас», – довелось услышать вполне искренние слова коллеги-журналиста, обращённые к Николаю Андреевичу Девяткину. Действительно, второй созыв подряд коллеги-депутаты единодушно избирали Девяткина председателем регионального парламента. И вот сейчас деятельность ЗС этого созыва подходит к концу… Девяткин принял осознанное решение – он больше не будет баллотироваться в депутаты Прикамья. О чём честно оповестил некоторое время назад всех нас, созвав пресс-конференцию.

«Буду больше заботиться о своём здоровье, чаще проводить время с внуками», – признался он тогда журналистам. На вопрос, не собирается ли засесть за мемуары, отшутился: «Там видно будет».

Хотя Николаю Девяткину действительно есть о чём нам поведать: без преувеличения, он был самым непосредственным участником становления современного парламентаризма в Прикамье. Более трёх десятков лет отданы депутатской работе, из них более 15 лет – в Законодательном Собрании региона. С 28 января 2000 года он – бессменный председатель регионального парламента. Кому как не ему судить, какой путь пройден законодателями за эти годы? И что им ещё, по мнению опытного политика-депутата, предстоит сделать?

Мы решили спросить об этом у самого Николая Девяткина.

А вокруг целина…

Николай Андреевич, какое «наследство» достанется депутатам, которые придут работать в новом составе ЗС? Сильно ли изменилась деятельность Законодательного Собрания за эти четыре созыва?

– Ну, представьте: когда я впервые пришёл в Законодательное Собрание, я, честно скажу, не знал, что делать. Да и не я один был в таком положении. Ведь тогда пришлось идти «по целине»: до этого ни один из региональных органов власти не мог принимать никаких законов, законодательную базу предстояло создавать нам. А с чего начать, если кругом – сплошное «чистое поле»? После размышлений и дебатов решили: начнём с написания Устава региона. Чётко пропишем в нём «правила игры», полномочия различных ветвей власти.

Это был, полагаю, дальновидный шаг: с тех пор у нас ни разу не было каких-то конфликтных «клинчевых» ситуаций во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти, что, как вы знаете, случалось в других регионах. Хотя это и не означает «единомыслия ветвей»…

– То есть Прикамье с самого начала в чём-то было «впереди планеты всей»?

– Ну, так сказать было бы нескромно. Точно могу констатировать: с самого начала мы скрупулёзно изучали то, что удавалось наработать нашим коллегам в других регионах. Помню, я всегда внимательно читал бюллетени, которые приходили из других региональных парламентов. Нам тоже было чем поделиться с коллегами: про многие наши начинания говорилось: «впервые в стране».

Если вести речь об организационной стороне дела – за эти годы созданы, на мой взгляд, эффективная технология разработки законов, а также система контроля за тем, как они исполняются. В этом депутатам помогает сформированный профессиональный аппарат Законодательного Собрания. Всё это, надеюсь, позволит вновь пришедшим депутатам быстро включиться в работу. Хотя в первых созывах, что греха таить, «организационный период» мог растянуться на месяцы. Теперь такого быть не должно.

«Сделано в Прикамье»

Какие из инициатив прикамцев можно было бы отметить в качестве «фирменного»

стиля работы нашего парламента?

– Ну, например, в качестве одного из первых «основополагающих» законодательных актов у нас был принят «Закон о контроле за исполнением законов». Не скрою, документ принимался нелегко. Поначалу было подозрение: не стремимся ли мы «перетянуть одеяло» и взять на себя полномочия, которые являются прерогативой исполнительной власти? Но я всегда говорил: мало написать хороший закон, важно отследить, что он даёт людям, как будет работать. В дальнейшем была выстроена целая система такого контроля, и изучать её до сих пор приезжают законодатели из других регионов.

– Не было ли попыток «перетянуть одеяло» в другую сторону?

– К сожалению, на федеральном уровне было принято решение отдать разработку и принятие долгосрочных региональных программ целиком на «исполнительный» уровень. Я считаю, что в определённой части такое решение было ошибочным. От имени Законодательного Собрания мы выходили с инициативой в Госдуму – предлагали принять поправки в соответствующее федеральное законодательство, но, к сожалению, не были услышаны.

У себя в регионе мы постарались минимизировать последствия решения федеральных властей. В частности, договорились, что в Законодательном Собрании будут рассматриваться и утверждаться концепции будущих программ. Также сохранялась и развивалась система отслеживания того, как принятые программы и законы работают на практике. Для этого, например, члены комитетов и Консультативного совета Законодательного Собрания регулярно проводили выездные заседания в различных территориях и на предприятиях края. По итогам этих заседаний в законодательную базу вносились необходимые коррективы, принимались рекомендации в адрес исполнительной власти.

– Были ли примеры, когда такая «обратная связь» помогла избежать каких-то серьёзных ошибок, которые грозили обернуться всплеском социальной напряжённости?

– Она помогла, в частности, во время «первой» монетизации льгот. Помните, тогда сразу после новогодних праздников пенсионеры и другие льготники стали перекрывать дороги в городах, это происходило по всей стране. Реформа льготного обеспечения, которую «спустили» из Москвы, оказалась, во-первых, непроработанной, а во-вторых, непонятной для большинства граждан. В итоге возник парадокс: бюджетные траты на льготирование существенно возросли, но вместе с тем появилась масса недовольных людей. При Законодательном Собрании мы создали рабочую группу, в которую включили представителей различных общественных организаций. Группа напряжённо работала, кроме того, проводились выездные заседания, в региональное законодательство вносились серьёзные коррективы, и в итоге совместными усилиями нам удалось снять социальное напряжение.

Тот же подход использовался нами и при недавней монетизации льгот при оплате услуг ЖКХ. «Обратная связь» с общественными организациями и гражданами помогла отстоять принцип социальной справедливости и устранить многие неудобные барьеры в получении денежных компенсаций для льготных категорий граждан.

Что не зависит от кризиса?

– На долю депутатов Законодательного Собрания уже завершающегося созыва выпала такая неприятная штука, как кризис. Удалось ли на него отреагировать адекватно?

– В 2008-м из-за кризиса пришлось отзывать уже свёрстанный проект бюджета края на 2009-й и на «трёхлетку». Прогноз по основным цифрам бюджетных доходов и расходов пришлось уменьшить почти на четверть. Разумеется, многие расходы пришлось сильно урезать. Но поставленную задачу – безусловно выполнить перед гражданами обязательства, неукоснительно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, принимать меры по снижению напряжённости на рынке труда – удалось выполнить. При этом, что считаю очень важным, мы не отступили от своих обязательств перед муниципалитетами. Например, не забрали обратно «стабильные» налоги, которые им передали, – 15 % НДФЛ, 100 % транспортного налога, 70 % налога на имущество организаций. Все фонды поддержки муниципальных образований также были сохранены.

– Депутаты этого созыва утвердили бюджет-2012, по которому краю работать в будущем году. Как вы оцениваете этот основной финансовый документ, если его сравнивать с предыдущими годами?

– Если в двух словах – это уже не «кризисный» документ, а бюджет, скажем так, стабилизации и роста экономики. Конечно, сложности в нашей жизни неизбежны, но хотелось бы пожелать, чтобы наш бюджет всегда оставался социально ориентированным, каким он и был принят в этом году. Например, на будущий год на социально-культурную сферу запланировано 64 % всех бюджетных расходов. Так и должно быть: развитие общества – это и есть развитие людей.

СПРАВКА «ПН»

Николай Андреевич Девяткин родился 25 июня 1948 года. Кандидат экономических наук. Почётный гражданин Пермского края. Награждён орденом Почёта и другими наградами. Женат, четверо детей.

Депутатскую деятельность начал в 1973 году, став депутатом Осинского городского совета народных депутатов. Депутат областного Совета народных депутатов (1985-1994 гг.). Заместитель председателя Законодательного собрания Пермской области первого (1994-1997 гг.) и второго (1997-2000 гг.) созывов, Председатель Законодательного собрания области второго (2000-2001 гг.) и третьего (2001-2006 гг.) созывов.

Андрей Матлин, Пермские новости, №48 (1649)



Вернуться в начало раздела